"Ъ" ознакомился с новыми методическими рекомендациями Минтранса по установке дорожных камер. Владельцам дорог предпишут опубликовать расположение всех комплексов. Если в зоне контроля число нарушений снизилось на 80%, то прибор нужно переставлять, заменив его муляжом. Последние, в свою очередь, должны имитировать работу "импульсного доплеровского радара или инфракрасной подсветки". Документ сейчас дорабатывается и в сентябре, после утверждения, будет направлен во все регионы, кроме Москвы. Проект "Методики определения мест размещения технических средств автоматической фотофиксации нарушений ПДД" разработан Минтрансом. Документ обсуждался в ходе прошедшего в конце июля заседания проектного комитета нацпроекта "Безопасные и качественные автодороги" (БКАД). "Методика в целом одобрена, но будет дорабатываться с учетом замечаний, высказанных в ходе комитета,- пояснил "Ъ" представитель вице-премьера Максима Акимова.- Документ планируется утвердить в сентябре". Сегодня, напомним, вопрос установки камер частично раскрыт в ГОСТе 2016 года и регламенте МВД по надзору за движением 2017 года: стационарные камеры могут быть установлены на стойках и опорах, передвижные - на штативах, треногах, вышках; комплексы устанавливаются на дорожных участках, где произошло три или более ДТП за год. Разработка отдельной методики для расстановки приборов запланирована нацпроектом БКАД. Минтранс анонсировал документ в апреле 2019 года после масштабной дискуссии о снижении нештрафуемого порога скорости с 20 до 10 км/ч, о которой "Ъ" неоднократно рассказывал (решений по итогам так и не принято). По данным ГИБДД, в России установлено более 12 тыс. стационарных камер и более 4 тыс. передвижных. За шесть месяцев с их помощью вынесено 52 млн постановлений, наложено штрафов на 35 млрд руб. В 2018 году камеры помогли ликвидировать более 1,3 тыс. (33%) всех аварийно опасных участков. "Ъ" удалось ознакомиться с проектом методики Минтранса. Место установки камеры нужно выбирать "с целью повышения безопасности движения, а не обеспечения поступления в бюджет от штрафов", говорится в документе. При этом властям следует изучить "финансово-экономическое обоснование" разных вариантов. Владельцам дорог рекомендовано размещать в сети информацию о расстановке камер, но если используются муляжи, то они должны быть обозначены на картах, как обычные стационарные приборы. Отметим, 31 июля 2019 года ГИБДД России уже опубликовала карту и список всех действующих комплексов фиксации нарушений. В рекомендациях впервые расшифрован термин "муляж (имитатор)": это прибор, "имитирующий работу импульсного доплеровского радара или инфракрасной подсветки", внешне трудноотличимый от обычной камеры. Также рекомендуется использовать приборы, способные фиксировать одновременно несколько видов нарушений (например, превышение скорости и проезд на красный свет). Если в течение полугода количество нарушений сократилось более чем на 80% либо в течение года не зафиксировано ни одной аварий, комплекс нужно перемещать в другое место, а на его месте лучше установить муляж. Если у владельца автодороги нет возможности контролировать все аварийно опасные участки, то рекомендуется перемещать между ними камеры раз в три-шесть месяцев. После утверждения проектным комитетом нацпроекта БКАД документ будет направлен во все регионы, но в Москве применяться не будет. Это "Ъ" подтвердили в столичном Центре организации дорожного движения (ЦОДД). Решение было принято на заседании проектного комитета нацпроекта БКАД, сообщили в ЦОДД. Эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман рекомендации поддержал, заметив, что методика должна разрешать регионам использовать комплексы без привязки к точкам концентрации ДТП, например в местах, где водители часто выезжают на обочины и создают заторы. Он также отметил, что методика не содержит отдельных рекомендаций по передвижным камерам, хотя именно к ним у водителей основная часть претензий. Главный вопрос в том, будет ли документ обязательным для регионов или станет "очередной неисполняемой инструкцией", говорит господин Шухман. "Нужен полноценный государственный регламент, выполнение которого должно контролироваться общественностью",- считает он. Представитель компании "Технологии распознавания" (производитель комплексов "Автоураган") Сергей Кусов поддержал пункт об использовании многозадачных камер, но обратил внимание на то, что документ позволяет "слишком вольно" перемещать комплексы с места на место без проведения каких-либо поверок. "В целом много чего написано, но мало конкретики",- охарактеризовал он документ. В компании "МВС Груп" (оператор 1,5 тыс. подмосковных камер) обратили внимание на то, что методика не предписывает установку комплексов на дорогах, где происходит большое количество нарушений,- иными словами, не учитываются потенциально аварийные участки. "На практике это приведет к тому, что оператор будет выставлять комплексы уже по фактам произошедших аварий и человеческих жертв,- считают в компании.- Это противоречит главной цели установки комплексов - предупреждению аварийности и смертности. Кроме того, методика не описывает правила установки комплексов для фиксации средней скорости. Документ требует доработок". В "МВС Груп" добавили, что планируют вместе с подмосковным минтрансом подготовить отзыв на текущую редакцию методики и направить его в Минтранс России. Иван Буранов ( https://www.kommersant.ru... )